Сферы торговых интересов

 

КОРОЛЕВСТВО МАРОККО.

Королевство  Марокко расположено на северо-западе Африки, на стыке Атлантического океана и Средиземного моря, в непосредственной близости от Европы (отделено от Испании 14-километровым Гибралтарским проливом).

Общая площадь страны 446 550 км².По этому показателю Марокко занимает 57-мое место в мире.

Столица — г. Рабат (с пригородами — более 1,2 млн. жителей).

Крупнейший город — Касабланка, деловой центр и главный морской порт страны (около 3,5 млн. жителей).

Государственная религия — ислам. Подавляющее большинство марокканцев — мусульмане-сунниты маликитского толка.

Денежная единица — дирхам (1 долл. США = около 8 дирх.).

Государственное устройство. Конституционная монархия.

Глава государства — король. С 1999 г. — Мухаммед VI, родился в 1963 г. Король — светский и духовный глава государства, является верховным главнокомандующим, назначает премьер-министра и некоторых министров.

Экономика.

Марокко — аграрная страна с рядом достаточно развитых отраслей промышленности (горнодобывающая, химическая, переработка фосфатов, нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная и некоторые другие). ВВП в 2007 г. — 72 млрд. долл. Средний доход на душу населения — 1860 долл. Уровень безработицы в 2007 г. — 9,8% (в 2006 г. — 9,7%). Более 50% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве. Выращиваются зерновые, цитрусовые, оливки, ранние овощи, виноград. Важной отраслью марокканской экономики является морское рыболовство. Основная отрасль промышленности — горнодобывающая. На территории Марокко сконцентрировано 70% мировых запасов высококачественных фосфатов, страна занимает третье место в мире по их добыче (23 млн. тонн в год) и первое — по экспорту (около 30% мирового экспорта). Крупными источниками валютных поступлений являются денежные переводы марокканцев, работающих за рубежом (в 2007 г. — около 5,5 млрд. евро), а также доходы от туризма (порядка 5,4 млрд. долл. в 2006 г.).

Экономика Марокко характеризуется внешней направленностью. Заключено несколько соглашений о свободной торговле с иностранными государствами:

  • Соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом с целью войти в европейскую зону свободной торговли до 2012 года.
  • Агадирское соглашение, подписанное с Египтом, Тунисом и Иорданией с целью создания арабской зоны свободной торговли.
  • Соглашение о свободной торговле с ОАЭ.
  • Соглашение о свободной торговле с Турцией.

Основные товары экспорта — фосфаты и удобрения, продукты и напитки, минералы; импорта — полуфабрикаты, промышленные товары и оборудование, продукты и напитки, потребительские товары, горючее.

Основные торговые партнёры по экспорту (20,2 млрд долл. в 2008) — Испания (19,2 %), Франция (17,6 %), Бразилия (7,1 %), США (4,5 %), Бельгия (4,5 %), Италия (4,3 %); по импорту (39,4 млрд долл.) — Франция (16,1 %), Испания (13,5 %), Италия (6,5 %), Китай (6 %), Германия (5,6 %), Саудовская Аравия (5,4 %), Молдавия (5 %).

Товарооборот между Россией и Марокко в 2005 составил $1,5 млрд; 80 % российского экспорта в Марокко составляет нефть, остальное приходится на зерно, продукцию химической промышленности и машиностроения. Россия является крупнейшим импортёром марокканских цитрусовых (190 000 т в 2005).

Марокко ориентирована в основном на Запад. На страны Евросоюза приходится более 65% внешнеторгового оборота Марокко. Основной торгово-экономический партнер Марокко — Франция (около 30% объема внешней торговли королевства).

Отличительными чертами внешней политики королевства являются неконфронтационность и взвешенность подходов. Рабат играет заметную роль в региональной политике. Марокко — член ООН, Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция, Союза Арабского Магриба. Король возглавляет Комитет ОИК по Иерусалиму. Участвует в Евросредиземноморском процессе, «Средиземноморской инициативе» НАТО.

 

АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЕГИПЕТ.

Египет — государство в северо-восточной части Африки и на Синайском полуострове.

Граничит с Израилем, Палестинской национальной автономией (сектор Газа), Суданом и Ливией. На севере омывается водами Средиземного, на востоке — Красного морей.

В начале ХХ века Египет был британским протекторатом. Независимость провозглашена 28 февраля 1922г. Однако длительное время Великобритания сохраняла экономический и политический контроль над монархическим Египтом, который стал республикой в результате июльской революции 1952 года.

С 14 октября 1981 года главой государства является президент Мохаммед Хосни Мубарак.

Президент руководит исполнительной властью и обладает правом «вето» по вопросам внесения изменений в действующее законодательство. Назначает премьер — министра, министров, губернаторов всех 26-ти провинций, руководителей органов государственной безопасности, членов Верховного суда и управляющего Центральным банком Египта. Указ президента имеет силу закона. Важнейшие решения, касающиеся деятельности исполнительной власти, принимаются президентом при участии премьер-министра и министров. Ключевыми ведомствами традиционно являются министерства обороны, иностранных дел, информации и внутренних дел.

Государственный язык – арабский.

Денежная единица — египетский фунт.

Территория — 1001,4 тыс.кв.км, 95% которых занимают пустыни. Под хозяйственные цели используется 35,2 тыс.кв.км.

Река Нил-главная водная артерия страны имеет исключительное значение для хозяйственной жизни Египта. В долине Нила живет и работает 97% населения Египта. Плотность населения в этом районе одна из самых высоких в мире. В Каире этот показатель составляет 31,7 тыс. человек на 1 кв. км.

Крупнейшие города — Каир и Александрия. В Большом Каире проживает 13 млн. человек, в Александрии — 3,6 млн. человек. Большие города – Хелуан, Порт Саид, Суэц, Луксор и Асуан.

Экономика.

Основные продукты экспорта сырая нефть и нефтепродукты, хлопчатобумажная пряжа и текстиль, хлопок-сырец, продукция сельского хозяйства. Природные ресурсы: нефть, природный газ, железная руда, фосфаты, марганец,известняк, гипс, тальк, асбест, свинец, цинк. Промышленность: текстиль, продукты питания, туризм, химические препараты, углеводороды, строительные материалы, цемент, металлы.

Экономическое положение Египта определяется валютными поступлениями от иностранного туризма (6 млрд.долл.США), Суэцкого канала (3 млрд.долл.США), переводами египтян, работающими за границей, (3 млрд.долл.США), экспорта, в том числе нефти и газа (6 млрд.долл.США). Американская военная и финансовая помощь по Кемп-Дэвидским соглашениям составляет около 2 млрд.долл.США ежегодно.

С 1991г. в Египте проводятся рыночные реформы.

Сформировался ориентированный на внешний рынок сектор производства товаров и услуг, включая туризм. Предприятия этого сектора в течение 2003-2004гг. находились на подъеме, и их удельный вес в ВВП увеличился до 18%.

Образовался крупный частный сектор, определяющий экономическое положение страны. Его предприятия работают на внутренний рынок, а также на экспорт, но используют в основном импортное сырье и комплектующие, (удельный вес этих производств в ВВП — около 67%).

Египетское руководство в целях сохранения социальной стабильности поддерживает сектор экономики, объединяющий государственные предприятия, цены на продукцию и услуги которых прямо или косвенно субсидируются государством (энергетика, коммунальное хозяйство, транспорт, пищевая промышленность и производство минеральных удобрений — всего: 15% ВВП). В 2004г. основные составляющие египетской потребительской корзины, в том числе хлеб, рис, сахар, электроэнергия, природный газ, вода и бензин, были одними из самых дешевых в мире.

На промышленный сектор экономики Египта приходится 20% ВВП, в нем занято 2,4 миллиона человек, из которых 400 тысяч работают в государственном секторе. Промышленный сектор представляют 26 тысяч предприятий, из которых 16 тысяч — малые предприятия с количеством служащих до 10 человек, 7 тысяч -малые предприятия с количеством служащих 10-49 человек, 1850 — средних предприятий (50-150 человек). Число больших предприятий с количеством рабочих, превышающих 150 человек, составляет 1150.

В соответствии с пятилетним планом развития (2007-2012 гг.) инвестиции в сельское хозяйство, рыбное хозяйство и ирригацию составят 11,4 млрд. долл. США. Инвестиции в развитие нефтегазового сектора составят 27 млрд. долл. США. Инвестиции энергетического сектора составят 13,7 млрд. долл. США. В сектор коммуникаций предполагается инвестировать 780 млн. долл. США. Самыми инвестиционноемкими секторами экономики будут промышленное производство — 52 млрд. долл. США и транспорт — 50 млрд. долл. США, которые рассмотрены ниже.

Стратегия промышленного развития Египта базируется на следующих основных элементах:

  • акцент внимания на развитие инжиниринга, производства компонентов энергетического оборудования, пищевой промышленности, химической промышленности, производство тканей, изделий из дерева, строительных материалов;
  • развитие таких сравнительно новых отраслей промышленности, как автомобильные комплектующие, электронная промышленность, медицинское оборудование, биотехнологии;
  • развитие промышленных зон, промышленных центров;
  • индустриализация новых районов Верхнего Египта и районов пустыни;
  • создание благоприятного инвестиционного климата;
  • повешение конкурентоспособности товаров на основе изучения внешних рынков и стимулирования экспорта;
  • реструктуризация египетской промышленности, направленная на повышение роли промежуточных производств и их связей с крупными индустриально развитыми производителями.
  • развитие специального обучения и образования, отвечающее требованиям рынка. Организация центров обучения и создание технологических центров.

Начиная с 2005 года, руководство Египта проводит идею создания специальных промышленных зон, основанную на привлечении иностранных инвесторов. Применительно к России предлагается создание спецпромзоны в районе Борг-Эль-Араб. Взаимодействие с иностранными инвесторами осуществляют в части налогового режима, — Генеральная организация инвестиций и свободных зон (General Authority for Investment and Free Zones) и в части практических вопросов, — Организация индустриального развития (Industrial Development Authority).

Египет, в течение предстоящего пятилетнего плана развития предполагает более чем в два раза увеличить объемы промышленного производства, в том числе: текстиля, нефтехимии, инжиниринговых работ, продуктов питания, металлопродукции. Предусматривается ввод в эксплуатацию одной тысячи больших промышленных предприятий и расширение двух тысяч малых производств. Новые предприятия предоставят 450 тысяч рабочих мест, а расширение существующих производств создаст дополнительно свыше одного миллиона рабочих мест.

Предполагается дальнейшее развитие автомобильной промышленности. В настоящее время в Египте действует 17 автосборочных производств, на которых в 2007 году было произведено 66,4 тысяч автотранспортных средств, в том числе: 36,1 тыс. легковых автомобилей, 23,8 тыс. грузовиков, 6,5 тыс. автобусов. Среди них бренды известных мировых автопроизводителей: «Дженерал моторс», «Исузу», «Шевроле», «Опель», «Астра», «Корса», «Фольксваген», «БМВ», «Пежо», «Ситроен», «ВАЗ», «Хундай», «Дэу», «Кия». В намечаемых планах -увеличение количества выпускаемых автомобилей. Применительно к сборочному производству автомобилей ВАЗ, необходимо отметить, что в сентябре с.г. на заводе «ЛАДА Иджипт» была введена в эксплуатацию новая линия сборки автомобилей «НИВА». Ежегодный выпуск автомобилей на этом заводе будет увеличен до 5 тыс. единиц.

Стратегия развития транспортного сектора экономики Египта основывается на следующих элементах:

  • достижение интеграции и гармонии среди различных видов транспорта для удовлетворения возрастающих требований к ним;
  • усиление роли частного сектора и судовладельцев для повышения экономической эффективности, отвечающей требованиям рынка;
  • повышение безопасности и безаварийности, снижение негативного влияния на окружающую среду;
  • повышение эффективности железных дорог посредством реструктуризации Национального управления железных дорог для обеспечения лучших условий обслуживания;
  • развитие морского транспорта.

В течение пятилетнего плана предполагается увеличение количества локомотивов с 80 до 117 единиц. Реконструкция более 300 вагонов. 490 вагонов предполагается оборудовать кондиционерами.

Намечено завершить первые два этапа строительства надземной городской дороги Имбаба-Аэропорт.

Общая протяженность новых автомобильных дорог составит 1000 км. Свыше 2400 км. однорядных автомобильных дорог будет расширено до двухрядного движения. Предусмотрено строительство 15 мостов над автотрассами и железными дорогами и 14 мостов через реку Нил. Общая протяженность высокоскоростных трасс превысит 4700 км.

В области речного транспорта предполагается строительство нескольких шлюзов на каналах Эль-Бехери и Эль-Нобария, связывающих Александрию с речной транспортной сетью. Намечается модернизация водного пути Каир-Ассуан с установкой нового навигационного оборудования. Планируется строительство новых речных портов, оборудованных соответствующими подъемными кранами для обслуживания намечаемых промышленных проектов «Южной долины».

Планы в области морского транспорта предусматривают модернизацию пассажирских терминалов в портах Новейба, Сафага, Хургада, Адабейа, Суэц, строительство набережных в Порт-Саиде, модернизацию Александрийских верфей.

Область воздушного транспорта включает проекты по строительству 65 автоматических метеорологических станций с использованием систем спутникового слежения, строительство нового пассажирского терминала в Хургаде на 7,5 млн. пассажиров, строительство новых терминалов в аэропорту Луксора. Расширение аэропорта Асуана.

Необходимо отметить, что мировой финансовый кризис 2008 года вносит определенные коррективы в планы экономического развития Египта. По прогнозу министра экономического развития О. Османа, внешнеторговые потери Египта, вследствие мирового финансового кризиса, могут составить до 4 млрд. долл. США. В этой связи планы промышленного развития Египта будут уточняться.

Бизнес-сообщество Египта представило 17 предложений, направленных на смягчение последствий нынешнего финансового кризиса на египетскую экономику. Перечень предложений включает в себя анализ состояния государственного бюджета, оптимизацию расходных статей, перераспределение инвестиционных средств, снижение процентных ставок, создание специального фонда, предназначенного для страхования экспортных рисков. Предлагается уделять приоритетное внимание финансированию малых и средних промышленных предприятий и проектам базовой инфраструктуры. При создании проектов общенационального масштаба, рекомендуется отдавать предпочтение египетским компаниям, а не иностранным. Усилить контроль за ценообразованием на продукты питания. Зафиксировать цены на электроэнергию и поддерживать их на постоянном уровне в течение предстоящих двух лет, ввиду падения цен на нефть.

В настоящее время Россия участвует во многих российско-египетских проектах и обеспечивает поставки различного вида машин и оборудования. Так, с помощью российской компании осуществляется замена турбогенераторов Асуанской плотины. Российский АвтоВАЗ осуществляет экспортные поставки в Египет различных моделей автомобилей ЛАДА, а также поставляет комплектующие для построенного в Египте завода «Лада Иджипт», производящего автомобили ЛАДА 2107, 2110, Нива. УАЗ экспортирует готовые автомобили. Осуществляется поставка колесных тракторов. Экспортируется энергетическое, насосно-компрессорное оборудование. Российские компании принимают участие в нефтегазовых проектах, участвуют в модернизации Хелуанского металлургического комбината. Осуществляется российско-египетский проект создания и реализации самолета ТУ-204.

Планируется участие российских компаний в намечаемом строительстве атомных электростанций в Египте. Прорабатывается вопрос привлечения компаний из России для модернизации Александрийских верфей, построенных при помощи Советского Союза.

Россия за 4 года с 2003 по 2007 почти в 4 раза увеличила объем поставок машин и оборудования в Египет. По итогам 2007 года, доля этого показателя в общем, объеме египетского импорта машин и оборудования составила 2,5%.

На сегодняшний день идет создание в Египте российской промышленной зоны и режима свободной торговли, реализация инвестиционных проектов в нефтегазовом и электроэнергетическом секторах, в сферах машиностроения и авиастроения. Руководство стран отмечает, что несмотря ни на какие кризисные обстоятельства, стратегические цели, которые были намечены, и цифры, не подлежат пересмотру.

Стороны с оптимизмом смотрят на развитие российско-египетских отношений по всем направлениям – по торговле товарами, по расширению взаимодействия в сфере услуг (туристических, финансовых, строительных, транспортных), по инвестиционному сотрудничеству в самом широком спектре отраслей. В качестве успешных примеров локализации промышленного производства российских предприятий на территории Египта можно отметить реализацию проектов сборки автомобилей АВТОВАЗ. КАМАЗ также проводит работу по организации в Египте сборочного производства своих автомобилей. Кроме этого, в настоящее время в рамках промышленной кооперации между двумя странами на территории России производятся самолеты ТУ-204-120СЕ.

Одним из ключевых направлений двухстороннего сотрудничества России и Египта является экспорт российского зерна на египетский рынок. Существует договоренность о формировании долгосрочных контрактов поставок зерна, что позволит, более отчетливо выходить на принятие решений по логистическим инвестициям в инфраструктуру на территории Египта и инвестициям в транспортное портовое хозяйство на территории России».

В последние годы экономические отношения между Египтом и Россией пережили качественный скачок. Только за первые четыре месяца этого года торговый обмен между странами увеличился на 12%.